ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сейчас особого внимания требует процесс формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста. Овладение речевой фразой позволяет ребенку стать полноправным участником разговора, способным к ёмкому выражению собственной мысли. Чаще всего развитие фразовой речи начинается с двух лет, с накопления простых слов в пассивный и активный словарь ребенка.
Но если малыш долгое время не начинает применять фразы, родителям стоит обратиться за консультацией к психологу или логопеду. Специалист подскажет, как улучшить формирование фразовой речи и что для этого нужно делать.
Для формирования фразовой речи логопед может использовать специальные игры. В процессе игр специалист активно помогает ребенку в составлении предложений, задает вопросы, подсказывает опорные слова. Педагог начинает с простых предложений, а затем постепенно добавляет более сложные фразы.
Примеры упражнений для развития фразовой речи
1. Составление предложений:
⦁ Показать ребенку набор картинок (например, с изображением животных, предметов или действий) и попросить его составить предложения, используя эти картинки. Например, если на картинке изображен кот, ребенок может сказать: «Кот сидит на стуле».
2. Рассказы по картинкам:
⦁ Используйте серию картинок, чтобы рассказать историю. Попросите ребенка описать, что происходит на каждой картинке, и затем объединить их в связный рассказ.
3. Игра «Что мы будем делать?»
⦁ Задавайте вопросы, на которые ребенок должен ответить полным предложением. Например, «Что мы будем делать на улице?» или «Какую игрушку ты хочешь?».
4. Обсуждение прочитанного:
⦁ Читайте вместе с ребенком книги и обсуждайте прочитанное. Попросите его пересказать сюжет, описать персонажей и его мнение о книге.
5. Игра в роли:
⦁ Играйте в ролевые игры, где ребенок может использовать фразовую речь в различных ситуациях (например, в магазине, в школе). Это помогает развивать не только речь, но и социальные навыки.
6. Заполнение пропусков:
⦁ Создайте простые предложения с пропущенными словами и попросите ребенка дополнить их. Например: «На улице ______ (солнце/дождь), поэтому мы ______ (идем/остаемся) дома».
7. Сравнение и описание:
⦁ Попросите ребенка сравнить два предмета и описать их. Например, «Что больше: мяч или яблоко?» или «Какой цвет у твоей игрушки?».
Общие рекомендации:
⦁ Создавайте комфортную атмосферу: Ребенок должен чувствовать себя свободно и уверенно, чтобы выражать свои мысли.
⦁ Используйте разнообразные темы: Разговаривайте на разные темы, что поможет ребенку расширить словарный запас.
⦁ Поощряйте: Хвалите ребенка за его попытки и достижения в речи, даже если он делает ошибки.
⦁ Будьте терпеливы: Развитие фразовой речи требует времени, и каждый ребенок движется в своем темпе.
Больше играйте с ребёнком дома, придумывайте различные ситуации и стимулируйте его говорить фразы, описывая, что происходит в игре.