Двуязычие в семье (Билингвизм)
Двуязычие в семье (Билингвизм)
Два разных языка для одного малыша – хорошо это или плохо? Может ли маленький ребенок овладеть несколькими языками одновременно? Как влияет двуязычие в семье на ребенка? Пойдет ли это ему на пользу? Эти вопросы зачастую задают родители детей с двуязычием логопеду. Ответы на эти вопросы обсудим в статье.
Билингвизм или двуязычие дает детям шанс чувствовать себя принадлежащими к различным культурам, жизнь с двумя языками означает жизнь двух культур. Для большинства детей с нормальным развитием двуязычие не представляет никаких проблем. Двуязычие в раннем детстве НЕ ведет к замедленному развитию или проблемам речи. Нет никаких научных данных, свидетельствующих о замедленном развитии двуязычных детей, так же как нет подтверждения, что один язык усваивается лучше, чем два.
Билингвизм в семье имеет положительные моменты. Детям, с детства владеющим двумя языками, в будущем открываются дополнительные возможности. Говоря на двух языках, ребенку приходится быстро переключаться с одного языка на другой. Таким образом, развиваются интеллектуальные способности, память, сообразительность, логика. Такому ребенку легче изучать новые языки, так как он с детства знает, что одни и те же вещи можно назвать по-разному, и что в каждом языке свое произношение и грамматика.
Исследования показывают, что ребёнок, который изучает второй язык проявляет больше творческих способностей, лучше решает сложные задачи, двуязычные дети перегоняют своих «одноязычных» сверстников в словесных и любых других интеллектуальных тестах и достигают лучших результатов в стандартных тестах. Степень овладения языком зависит от слышимой окружающей речи и от практического использования языка самим ребенком.
Конечно, все выше сказанное относится к здоровым детям, с отсутствием проблем в развитии речи. Если малыш легко и просто может выучить русский или белорусский, то нет причин для отказа от изучения любого другого иностранного языка (английского или французского).
Что же делать, если развитие не соответствует возрасту? В таком случае необходима консультация логопеда. Конечно, каждая семья и каждый малыш индивидуальны. Однако, при наличии нарушения общего развития (например, нарушение слуха, нарушение умственного развития), одноязычное воспитание может быть благоприятнее двуязычного.
Необходимо помнить о том, какую важную роль играет первый (родной) язык в процессе развития речи ребенка. Родной язык несет в себе культурные знания, что помогает ребенку выражать его духовные и социальные способности. Владение родным языком является предпосылкой и стратегией для овладения вторым языком. Если родной язык не используется, то ухудшается и общая языковая способность. Дети, которые учат второй язык, делают это всегда на основе уже имеющегося опыта в родном языке. Поэтому отказ от родного языка в пользу языка страны, в которой ребенок живет, происходит только в исключительных случаях, сопряженных с тяжелыми сопутствующими диагнозами.
Источник информации: https://rcoz.uszn032.ru/news/25445/