Как развить речевое дыхание?
1. Проводите упражнения на речевое дыхание. Попросите ребенка делать глубокие вдохи и выдохи, останавливаться на вдохе и затем медленно выдыхать в течение нескольких секунд. Это поможет укрепить мышцы дыхательной системы и улучшить речевое дыхание.
2. Используйте игры и упражнения для развития речи. Например, можно предложить ребенку проговорить длинные фразы или стихотворения без задержки в дыхании. Также полезно использовать игру “Длинное-короткое дыхание”, при которой ребенку нужно контролировать свое дыхание и поддерживать речевую активность.
3. Обратитесь к специалисту, если у ребенка возникают проблемы с дыханием или речью. Логопед специалист по речевому дыханию сможет провести диагностику и назначить соответствующее упражнения для развития речевого дыхания.
4. Поощряйте ребенка к занятиям физической активностью, так как физические упражнения улучшают работу дыхательной системы. Велосипед, плавание, бег или просто активные игры на свежем воздухе помогут ребенку улучшить речевое дыхание.
5. Демонстрируйте правильное дыхание и общение, говорите четко и отчетливо, поддерживайте правильную позу, держите спину прямо и не говорите на одном дыхании. Ребенок будет повторять ваш образец и улучшит свою речь и дыхание.
Некоторые упражнения на развитие речевого дыхания:
«Ветер дует»
Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания
Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко,
(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)
Я подую низко,
(Руки перед собой, присесть и подуть.)
Я подую далеко,
(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)
Я подую близко.
(Руки положить на грудь и подуть на них.)
Волшебные заклинания
Цель: развитие фонационного дыхания
Содержание:
Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА.
Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО.
Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ
Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ
Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ
Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.
Взрослый обращает внимание на правильность дыхания, слитность произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон), артикуляцию.
Ветряная мельница.
Цель: Развивать сильную направленную воздушную струю.
Материал: Вертушка или игрушка – мельница из песочного набора.
Содержание: Предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер).
Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!