ЖИДКАЯ ЕДА – ДЛЯ РЕЧИ БЕДА
ЖИДКАЯ ЕДА – ДЛЯ РЕЧИ БЕДА
Оказывается, неправильный рацион в некоторых случаях может стать одной из причин нарушения звукопроизношения.
За последние годы увеличился процент детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Причин много, но одна из них — это пища ребёнка. Все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно. Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует.
Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников. Дети, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы кормили жидкими кашами и протертыми овощами.
Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть состоят из мышц, значит, они поддаются тренировке, а тренируются они в том числе пищей и её употреблением.
Сейчас родители стали кормить детей «по-новому»: суп пюре в блендере, сосиски, сок и вода из поильника, фруктовые пюре. Дети не умеют откусывать твердую пищу, пережевывать ее боковыми зубами, именно поэтому у них слабые мышцы артикуляционного аппарата и имеется недоразвитие речи.
Составляя меню для ребенка, следует иметь ввиду следующее:
1. Для здоровья нервной системы важен хороший и спокойный сон, для которого ребенку должно хватать магния. Важно помнить, что чрезмерное употребление рафинированного сахара (и сладостей на его основе) препятствует усвоению магния из продуктов.
2. Строителями в организме являются холин и лецитин. Добавьте их в рацион ребёнка, если он гипервозбудим, и это мешает его речевому развитию либо вы наблюдаете у него появление судорожных запинок.
3. Одним из самых важных витаминов для ЦНС являются витамины группы В. Эти витамины полезны для метаболизма, хорошего сна и настроения, улучшения состояния клеток нервных волокон.
4. В рационе ребенка углеводы не должны преобладать над белками. Как и взрослому человеку, ребёнку нужно сбалансированное питание для корректной работы всех систем организма.
5. Немаловажным является и питье ребёнка: что и из какой ёмкости он пьет. Малышу важно пить не только воду, молоко и сок, но также и кисель, потому как своей тягучестью и вязкостью он сильно отличается от других питьевых продуктов. Он тренирует мышцы губ, языка и мягкого неба, приучает сильнее тянуть жидкость из кружки, тренирует глотание.
6. Родителям стоит кормить детей едой, имеющей разную структуру, температуру, волокна, вкус. И тогда развитие мышц речевого аппарата будет происходить естественными способами: ребёнок будет жевать и кусать мясо (а не только котлеты и однородные по структуре сосиски); жевать сырые овощи (редис, морковь, яблоки, капусту); лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт для распластывания языка; чистить зубы и десны – это снижает степень проявления рвотного рефлекса в дальнейшем; полоскать рот; жевать боковыми зубами; сосать сухарики из хлеба, булки (соленые); лизать эскимо.
7. И наконец, важно соблюдать режим в питании (кушать в одно и то же время), что формирует ритм деятельности нервной системы – профилактика заикания, а также не забывать знакомить ребенка как с названиями продуктов, так и вербализовать запахи (пряный, тухлый и т.п.), вкус (острый, кисло-сладкий), действия при приготовлении (тереть, выжимать и пр.).
Источник: https://ФФСdimitrieva-sl8.edumsko.ru/articles/post/32..